Знамя Майтрейи

← На главную страницу
← Знамя Майтрейи - Патриотизм

ОДНА НА ВСЕХ, КАК И РОССИЯ


   В жизни современной России остро встал вопрос о её нравственно-духовном состоянии: геноцид в отношении многонационального народа громадной страны - геноцид не только социальный, но и духовный. В первую очередь это касается великороссов, ибо самые жестокие удары наносятся по русской культуре. Она, как и русский язык, - достояние общенациональное.

СКВОЗЬ ПРИЗМУ НАСТОЯЩЕГО

   Духовная культура (о ней пойдет речь) есть процесс и результат осуществления базовых ценностей человека. Прежде всего его представлений о добре и зле, красоте и истине. И, конечно же, представлений о святости - о том, чем невозможно поступиться, пренебречь: любовью к Отечеству, долгом перед ним, совестью, честью. Для человека верующего нет большего греха, чем поступиться Верой.
   Базовые ценности духовной жизни народа, нации формируются всей историей их возникновения и развития. Они закодированы в духовной культуре, что определяет особенности национального сознания.
   Народ жив, пока жива, защищена его культура, его язык. Лишившись их, он перестает быть народом: утратив свое национальное своеобразие, теряет ощущение опасности своему существованию. Тогда его базовые ценности подменяются ценностями его поработителей. "Есть вещи пострашней войны, - говорил русский мыслитель Л.Н.Гумилев, - безчестье рабства". Он имел в виду духовное рабство.
   Опасность этого рабства для Руси-России с древних времен исходила со стороны Запада. Таков неопровержимый факт истории. Вот уже почти восемь веков народная память хранит образ князя Александра Невского, первым из государственных деятелей Древней Руси осознавшего - угроза с Запада страшнее нашествия татар. Татаро-монголы не посягали на православную веру, культуру русских. Западные же страны в своей агрессии против Руси всегда добивались не только политического, экономического, но и духовного порабощения русских, иными словами, изничтожения их как народа.
   Гитлер отнюдь не был первопроходцем в человеконенавистнической политике русофобии. С формированием наций в буржуазную эпоху русофобия превратилась в неотъемлемый элемент западного буржуазного национализма, доведенного до шовинизма, а затем и фашизма в начале XX века. Не будь Великого Октября и СССР, России и русского народа давно бы не существовало. Не существовало бы и русской культуры. Равно как не существовало бы народов нашего общего Отечества и их культур.
   С реставрацией капитализма в России по западному проекту впервые за всю нашу тысячелетнюю историю агрессия против русской культуры ведется безпрепятственно внутри страны. Ведется профессионально - с учетом такой особенности национальной психологии русских, как склонность к самокритике, вплоть до самосуда (В. Кожинов). Именно эта склонность бралась в соображение вдохновителями и организаторами шельмования советской истории, имен Ленина и Сталина в годы "перестроечной" манипуляции сознанием доверчивого народа. Теперь шельмуется русская, российская история. Оказывается, более тысячи лет не туда она шла, не так развивалась - не по западной траектории.
   СМИ с постоянством, присущим геббельсовской пропаганде, формируют у слушателя, читателя и зрителя комплекс неполноценности русского человека. Его склоняют к смердяковскому самоуничижению, самобичеванию и самооплевыванию. Ему внушают, что во всем он должен следовать западным меркам - в культуре труда, общения, познания. И это не просто слова, так сказать, мессианское просветительство. Разрушается уклад, образ жизни великого народа-коллективиста, вышедшего из многовековой крестьянской общины. Запад - праматерь буржуазного торгашества, буржуазного рынка, рыночной психологии и морали. С установлением в России господства частной собственности именно эти психология и мораль, получив простор, придавили базовые ценности русской духовной культуры, что легла в основу культуры советской: коллективизм, нестяжательство, извечное тяготение к правде - социальной и нравственной. Придавленным оказалось и советское социалистическое сознание, ибо названные духовные ценности определяли и определяют восприимчивость к социалистической идее. Внушаемый средствами массовой информации комплекс вины русского, советского человека за "несостоявшуюся" историю рассчитан на притупление классового чутья; далеко не все в годы "перестройки" задавались вопросом: а кому выгодно представлять Советскую Россию нищенской по сравнению с преуспевающим Западом? Придавленность национального сознания сказалась на состоянии сознания классового - оно молчало. К нему прививался и прививается вирус буржуазного эгоизма: раньше думай о себе...
   Разрушение советской культуры (труда, быта, отношений между людьми) с жестокой закономерностью ведет к разрушению ее корневой основы - великой русской культуры. Наиболее наглядно это происходит в отношении к классической русской литературе - вершине культуры русского народа. Ее выдающиеся произведения еще изучаются в школах, хотя в ряде лицеев, колледжей уже не звучит поэтическое слово Некрасова (не отвечает логике социальной толерантности вопрос поэта - кому на Руси жить хорошо?). И в то же время на театральной сцене столиц (Москвы и Петербурга) происходит издевательство над творениями русских литературных гениев. Прослушайте оперу Чайковского "Евгений Онегин" в Большом театре, и вы увидите полупьяного Онегина на балу у Лариных. В Александрийском драматическом (Санкт-Петербург) Хлестаков в гоголевском "Ревизоре" оказывается неврастеником. Да что там - классические образы Чацкого и Молчалина уже даются на сцене в сексуальной интерпретации. Когда на это театральное варварство обращается возмущенное внимание общественности, то в ответ можно услышать: вы смотрите на классику сквозь призму отжившего свой век реализма, а надо быть современными - постмодернизм на дворе...
   Чем же примечателен постмодернизм? Тем, что в основе его лежит отлет от реальности, от социальной правды. Тем, что он представляет в героях пьес, романов не типичное (социально типичное), а виртуальное, из ряда вон выходящее вымышленное, ничего общего с живой жизнью не имеющее. Но почему именно русская литературная классика превращена в объект модернистских, постмодернистских экспериментов? Почему принялись за модернизацию (modern - развитие!) творений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого? Да потому, что гении русской литературы творили произведения колоссальной духовной силы, антибуржуазные по своей природе. Вся великая русская литература антибуржуазна, как и русская культура в целом, несущая в себе идеалы человеколюбия, веры в человека ("человек - это звучит гордо!"), нравственной красоты и социальной правды как правды добра - нравственной правды. Русская литература бросила вызов буржуазному времени, его бездуховности и аморальности: "наш век - торгаш" (А.С.Пушкин). Именно с наступлением буржуазной эпохи в России Достоевский развенчивает аристократическую теорию Раскольникова - теорию избранных, готовых переступить черту между добром и злом: "все дозволено", "тварь я дрожащая или право имею?". Не эта ли теория стала практикой в путинской России?
   Для нынешней власти опасно представлять читателю, зрителю и слушателю героев Пушкина и Гоголя такими, какими они у них есть, а не в произвольной интерпретации новомодных авторов, ставящих свое "я" в центр мироздания. Судьба маленького, униженного и оскорбленного человека, того же пушкинского станционного смотрителя и гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина, сегодня - судьба миллионов. Но ведь не запретишь, коль на весь мир объявлено, что в современной России - демократия! Под крылом этой демократии и вышел на сцену постмодернизм - свобода творчества!
   Модернизм, постмодернизм, авангардизм и, наконец, поп-арт имеют богатых спонсоров (случайно ли?) и нагло теснят реализм русской культуры, что не в чести у власти. Все это формы и стили искусства сытых, пресыщенных жизнью. Их приверженцы претендуют на наднациональное, сугубо авторское (только автору понятное) выражение художественной мысли. В. Гаврилин - русский советский музыкальный гений называл такое выражение автофекальным. Произведения модернистов, авангардистов имеют массовые тиражи, шумную рекламу, что роднит их с вульгарными сочинениями детективной литературы, наводнившей книжные рынки. Тиражи творений русских литературных гениев куда скромнее, выходят они в дорогостоящем, как правило, издании. Почему? Потому что первые, новомодные, отвлекают и отчуждают не только от суровой социальной действительности, но и от национальных начал духовной жизни (обращают русского человека в его противоположность - в космополита); вторые, классики, обращаются к разуму и совести читателя, к его душе, подвигают его к извечно русским вопросам: кто виноват? что делать? Классическая русская литература - искусство синтеза, высоких обобщений. Она побуждает к глубокому чувству и глубокой мысли. Чтобы отвратить от нее человека, молодого в первую очередь, насаждается в массах склонность к бульварному чтиву, "глотанию пустот" (М. Цветаева). Не чувствовать, не мыслить, а наслаждаться - это рекламируется, внедряется в быт и нравы рыночной культурой.
   Произведения великой русской литературы глубоко социальны и глубоко национальны. В них русский дух - национальный характер с его особенностями: всемирной, всечеловеческой отзывчивостью, поиском истины как правды через страдание (русский человек выстрадывает свою веру), мучениями совести, исповедью перед ближними и миром, искуплением греха через самопожертвование... Русский человек (не по крови, а по духовной культуре) идет на очищение души через нравственный самосуд. Так он предохраняет себя от бездуховности, воскрешает свою душу.
   Редкий западный человек поймет духовные муки Родиона Раскольникова, приговорившего себя к нравственному пожизненному испытанию за убийство старухи-процентщицы, весь смысл жизни которой - наживаться на горе человеческом. Не поймет типично западный (рыночный) человек, почему Достоевский устами Раскольникова называет святой Соню Мармеладову. В восприятии её западным обывателем - она женщина с панели, и только. Не поймет он, что такое святая грешность по Достоевскому. Русская духовная традиция - дать падшему возможность духовного возрождения. Нет этого в культуре частнособственнического Запада. Для буржуа выгода, польза решают все. Не выгодно бороться за спасение человека - в отбросы его. Так сегодня и в олигархической России: не выгодна власть имущим русская культура - в отбросы ее.
   Масштабные социальные и политические явления - революции, войны - представлены в русской литературе в их нравственно-духовной, национальной сути: "русский бунт" у Пушкина, "дубина народной войны" у Л.Толстого, "хождение по мукам" у А.Толстого. Тема "народ и власть" - центральная у русских гениев.
   Русская классическая литература вынесла приговор безнравственной власти, власти на крови. У Пушкина в конце трагедии "Борис Годунов" народ молчит. Молчит духовно потрясенный от преступления власти. Молчит безмолвием её осуждения и нравственного приговора ей. Как показала история, за нравственным приговором следует в конце концов приговор политический. Непереносимо все это для современной российской властвующей элиты - ей нужен народ смиренный и смирившийся, нужны (для спускания пара) управляемые декоративные социальные протесты типа шмаковских, нужен прикормленный рекламный патриотизм.
   Нет, не случайно нынешняя власть предает остракизму русскую культуру. Нет ей места, да и не может быть, и в "культурной революции" Швыдкого.
   Власть мечется перед величием культуры русского народа. Мечется и насаждает пороки агрессивного индивидуализма - все, как на Западе. В возведении индивидуализма в абсолют - суть западнизации России, её духовного порабощения.

БИТВА ЗА РЕАЛИЗМ

   Русская литература в полной мере выразила базовые ценности нашей культуры, русской духовности с её народными традициями. Она источник творчества музыкальных гениев России, начиная с Глинки и кончая Свиридовым и Гаврилиным. Она же определила народность, реалистическое направление творчества великих русских художников - живописцев, ваятелей и зодчих. А в XX веке - выдающихся режиссёров и актёров кино и телевидения. Она стала великой прежде всего потому, что велико её первоначало - эпос русского народа (былины, сказания и сказки), культура Древней Руси.
   По судьбе русской литературы можно судить о судьбе русской культуры. Она всегда была трудной, начиная со времён Петра I, когда в бурном потоке его великих преобразований в Россию проникло западничество.
   Нелёгкой оказалась судьба русской культуры и в советское время.
   В период с 1917-го по 1925 год в литературе, равно как и в живописи, кино, театре, было множество течений, групп и группировок, что отражало мировоззренческую эклектику преимущественно молодых писателей и поэтов - футуризм, имажинизм, конструктивизм, лефовцы, "серапионовы братья", пролеткультовцы. Сторонники этих течений и групп в большинстве своем заявляли о намерении искать новое содержание и новые формы в литературном творчестве, отвечающие революционному духу. Но как это делалось?
   О народном, национальном духе речи не было - никто о нём не вспоминал. У футуристов, к примеру, высвечивался крайний индивидуализм в качестве кредо художественного творчества. Не признающие его пролеткультовцы впали в другую крайность - отвлеченность от реальной жизни: "Если Революция, - писал о них В.Брюсов, - то не столько наша, Октябрьская, сколько Революция вообще, всемирная, вне времени и пространства".
   Одно было общим для всех новоявленных пророков - глумление над прошлым, над реализмом (они называли его наивным), над классикой ("Пушкина - на свалку истории!").
   Духовную ущербность, отчужденность от всего русского видел в заумничающих и жонглирующих "мудрой" терминологией А. Блок: "Они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни"; "В своей поэзии (а следовательно, и в себе самих) они замалчивают самое главное, единствен но ценное: душу"; "Хотят быть знатными иностранцами". От себя добавим: литературные "новоделы", увы, даже талантливые из них, несли в себе дух западного модернизма, который расцветал буйным цветом именно в двадцатые годы. "У собратьев моих, - говорил С. Есенин, - нет чувства родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно все. Поэтому они и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния". Не это ли мы видим в литературе, кино и театре сегодня? А. Блок и С. Есенин - русские поэтические гении верно определили угрозу нарождающейся советской литературе и культуре - антирусскость, отщепенчество претендующих на величие "творцов" нового. Modern против реализма.
   Агрессивный модерн в литературе тревожил и Ленина. В записке к Н.Покровскому он писал: "Прошу вас помочь в борьбе с футуризмом и т.п."; "Нельзя ли найти надежных антифутуристов?". Был безпощаден ко всем, кто покровительствовал вычурной претенциозности: "Луначарского сечь за футуризм". Уже в 1920 году Ленин сформулировал главную свою мысль по вопросу культуры: "Не выдумка новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма".
   Но решением вопросов культуры занимался не Ленин, а Луначарский с Бухариным - люди в большей степени западноевропейской культуры, нежели русской. Под их опекой расцвел Пролеткульт и создана его базовая организация - Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) во главе с Л.Авербахом.
   Под флагом Пролеткульта в двадцатые годы и до середины тридцатых шла травля выдающихся русских советских писателей и поэтов - М.Булгакова, А.Толстого, В.Маяковского, С.Есенина. Пролеткультовцами цинично высмеивался русский народный эпос (былины о богатырях), окарикатуривалась русская история.
   Под флагом Пролеткульта началось шельмование молодого Шолохова.
   Русская культура, по определению М. Шолохова, стала исторической основой социалистической культуры. Социалистический реализм как отражение в литературе и искусстве борьбы за нового человека - человека советского вырос прежде всего из реализма классической русской литературы с её высокими гуманистическими принципами - любви к народу, родине, веры в человека и человечество.
   Реализм определил мировое значение русской культуры. Став духовной основой советского социализма, она явилась противоядием бездуховности западного буржуазного мира. В противостоянии этой бездуховности накануне и во время Великой Отечественной войны русская культура (в форме советской, социалистической) доказала свою мощь и одержала победу. Фашизм был повержен не только благодаря превосходству советской военной техники, но и благодаря духовному превосходству советского человека над взбесившимся собственником. Выскажем предположение, имеющее серьезное основание: если бы роль русской советской культуры как грозного духовного оружия социализма сохранилась в его послевоенном противостоянии капитализму, то последний не избежал бы поражения.
   Понимали ли это на Западе, когда разрабатывали стратегию "холодной войны" против СССР? Безусловно. Как и то, что русская культура, евразийская по своей сути, обладает значительно большим потенциалом сближения народов, нежели западная с её культом индивидуализма. Против нас был не традиционный империализм, а "культурно-информационный империализм", который его французский критик Ж. Тибо обозначил емким термином - "колонизация душ". Его творцы рассчитывали в "холодной войне" на сохранившиеся в СССР-России антирусские, а значит и антисоветские силы.
   Гонители русской культуры не сегодня появились, о чем уже сказано. Не только от далеких праотцев заразились русофобией все нынешние агрессивные западнофилы. Но и от отцов-диссидентов, что жили среди нас и с мольбой о спасении взирали на Запад, гадили нам, русским, всем советским. Это видел и об этом говорил М.Шолохов в известном его письме Л. Брежневу в марте 1978 года: "Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому". Он подчеркивал особо важную роль русской культуры в идеологической борьбе с врагами социализма, убеждал Политбюро в необходимости её защиты, "широкого и детального рассмотрения всего комплекса вопросов русской культуры". У руководства КПСС не оказалось ни классового, ни патриотического чутья, ни культуры, чтобы почувствовать и понять тревогу и боль великого писателя. Никто не догадался в Политбюро, что письмо М. Шолохова предупреждало руководство страны о возможной беде для неё. От письма отмахнулись, и беда обрушилась на нас во времена подлой "перестройки". Русофобия вышла на простор и по сей день вольно гуляет по России. На наших глазах происходит духовное порабощение её народов, русского в первую очередь.

К ДУХОВНОМУ ЕДИНСТВУ

   Защитить русскую культуру может только народ всей России. Но народ поднимают и ведут на святое дело его ратоборцы.
   Вспомним слово к народу митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. В нем ощущается дыхание веков, чувствуется духовная мощь наших предков, видится тысячелетняя история Государства Российского. Он призывал к самодержавию духа и говорил горькую, но спасительную правду: "Перестали понимать русские люди, что такое Русь!" Владыка первым в наше смутное время утвердил: "России Запад - не указ".
   Нет равного ему среди иерархов Русской православной церкви. Они сдают православный мир нищей духом власти подобно тому, как высшие партийные иерархи сдали СССР "пятой колонне" и имперскому Западу.
   Вспомним Вадима Кожинова - выдающегося русского мыслителя XX века. Его блестящие культурно-исторические исследования, публицистика остались нам и нашим потомкам для борьбы с бездуховностью, для защиты нашей исторической памяти, культуры. Для этого он жил и творил.
   Выдающийся мыслитель прекрасно понимал и объяснял: великая русская культура не изолирована от великих культур Запада и Востока; она впитала в себя лучшее из них, синтезировала их ценности на своей национальной основе.
   Культурные ценности западной цивилизации Кожинов не отрицал. Но он видел как буржуазный Запад теряет эти ценности и находится сегодня в состоянии жесточайшего духовного кризиса - кризиса индивидуализма.
   В русской культуре видел Кожинов мощный заслон против рыночной евроамериканской культуры, а точнее, антикультуры.
   Вспомним Александра Зиновьева, чей мощный интеллект раскрыл нам великость русского социализма. Он первым объяснил нам, что такое западнизация мира и какую угрозу она несет России. Из его книг вытекает чрезвычайно важный для нас вывод: русская, российская цивилизация приговорена мировым финансовым капиталом к уничтожению.
   Мы вспомнили о тех, кого уже нет с нами, но живо их слово - нам его нести людям.
   Живет и борется за Россию классик русской советской литературы Валентин Распутин - нравственная совесть наша. Рядом с ним - Михаил Алексеев, Василий Белов, Юрий Бондарев.
   Давно назрела необходимость объединения духовных сил сопротивления тому вандализму, что совершается по отношению к русской культуре. Если КПРФ, в чем наше убеждение, возьмется за объединение этих сил, то она подтвердит свое право называться партией Отечества. Поднять народ на защиту его культуры, а значит на духовную войну с властью и "пятой колонной" - что может быть выше. И что может быть труднее - придавлены люди не только социальной нуждой, но и лицемерием, ложью, цинизмом власть имущих. Вот уже Путин заговорил о великости русского языка, о русской культуре и русском мире (?!). Отчего это? Кондопога заставила. Президент пошел на очередное лицемерие: он много раньше обещал бороться с бедностью, но бедных (русских в большинстве) не стало меньше, а вот число долларовых миллионеров многократно возросло. Так будет и с русской культурой, ибо она не совместима с рыночной политикой президента. Нет места культуре, где деньги - все.
   Нелегко вселить в людей веру в себя в подлые времена, которые все мы переживаем. Но без духовной борьбы безплодна политическая борьба.
   Защита русской культуры равна сегодня защите Отечества.
   Духовное единство труднодостижимо в России: велик раскол общественного и национального сознания. Но отказаться от стремления к собиранию духовных сил - значит дать расколу дойти до распада страны. Всем, кто тяготеет к единству, необходимо прежде всего осознать реальность угрозы смены менталитета (национальных особенностей) русского народа на менталитет управляемой извне массы людей (уже не народа) с колонизированным сознанием. Для этого, в частности, сегодня внедряется в быт, нравы идея пресловутой толерантности русских, татар, башкир, чувашей. Под идеей терпимости к ценностям иной культуры, чем русская, российская, протаскивается с дальним прицелом терпимость в отношении евроамериканской культуры. Нас приучают к тому, что Россия - страна европейская, в то время как она всегда была и будет страной евразийской. Нас тянут к западному обществу с его культом индивидуализма, наживы, грубой силы, тогда как российское общество во все времена было традиционным - держалось на коллективизме, семье, на приоритете духовного над материальным, на силе нравственных традиций.
   Тем, кто готов идти дорогой собирания духовных сил России, надо также, по нашему убеждению, осознать, что антикоммунизм и антисоветизм - это формы русофобии, как и воинствующий атеизм, противодействие православной культуре - культуре русского народа; что советская история - естественное продолжение русской, российской (ей нельзя мстить). Надо осознать: нас втянули в гражданскую войну - холодную гражданскую войну. Она идет вот уже двадцать лет. Цена нашей победы - самопожертвование для спасения русской нации от распада, а значит, для спасения от распада всей многонациональной России. Цена нашего поражения - безчестие рабства.
   Давно уже пришло время обо всем говорить прямо, открыто, чтобы успеть сделать то, что кроме нас никто не сделает.


   Юрий Белов. "Отечественные записки". № 113, 2006 г.

Hosted by uCoz